Иностранные граждане могут самостоятельно найти жилье для проживания, однако они также могут проживать в помещениях компании, на которую работают. В этом случае именно работодатель становится принимающей стороной и отвечает за правильное оформление миграционного учета иностранного сотрудника.

Консультация миграционного юриста

Когда работодатель ставит на миграционный учет

В бланке-уведомлении о постановке на миграционный учет указывается адрес, по которому будет зарегистрирован иностранец. Этот адрес вносится в базу МВД, а у иностранца остается отрывная часть бланка с указанным адресом. Этот документ иностранец должен всегда иметь при себе, так как его наличие могут проверить сотрудники полиции при внезапных проверках на рабочем месте или на улице. Также, в случае необходимости, госорганы смогут найти иностранца по этому адресу.

Если работодатель предоставляет иностранцу жилое помещение, то регистрация происходит по его адресу. Однако, для этого должны выполняться следующие условия:

  • Помещение находится в собственности работодателя.
  • Работодатель заключил договор аренды с собственником квартиры.

Если договор аренды отсутствует, а помещение принадлежит, например, гражданину России, то принимающей стороной становится собственник помещения, и именно он должен выполнять все обязанности по закону.

В некоторых случаях работодатели предоставляют иностранцам нежилые помещения без адреса. Тогда иностранец может быть зарегистрирован по адресу организации. При этом должны выполняться следующие условия одновременно:

  • Иностранец является сотрудником или исполнителем услуг для организации.
  • Иностранец действительно проживает по адресу работодателя или в помещениях без адреса (например, в хозяйственных помещениях или временных зданиях).

Работодатель нарушит закон, если при проверке выяснится, что иностранец живет в жилом помещении у физического лица, а организация зарегистрировала его по своему адресу.

Примечание редакции

Подробнее о том, как определить, кто является принимающей стороной иностранца, можно прочитать в статье нашего партнера.

Правила постановки на миграционный учет работодателем

Для постановки иностранного работника на учет работодателю необходимо:

  1. Определить срок подачи уведомления:
    • Для разных категорий иностранцев сроки первичной постановки на учет различаются. Например, для граждан Узбекистана и Таджикистана дается 15 календарных дней, а гражданам Украины или иностранцам из визовых стран – только 7 дней.
    • При продлении регистрации срок един для всех иностранцев – 3 рабочих дня.
    • Для смены адреса пребывания дается 7 рабочих дней, независимо от гражданства.
  2. Заполнить бланк уведомления.
  3. Собрать пакет документов:
    • Паспорт иностранного работника.
    • Миграционная карта.
    • Паспорт представителя компании с доверенностью от работодателя.
    • Договор с иностранцем и т.д.
  4. Направить документы и уведомление в МВД.

При нарушении сроков подачи уведомления, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 400 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 18.9 п. 4 КоАП РФ).

У каждой категории иностранных граждан есть свои особенности при оформлении документов, и миграционный учет не исключение. Чтобы избежать ошибок и не нарушить сроки, можно обратиться к специалистам. Юристы компании "Регистр" без ошибок заполнят бланки уведомления, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области самостоятельно подадут их в отделение МВД.